Обычаи и традиции народов Кировской области

Традиции Вятского края

«Мы, вячки – робята хвачки: семеро одного не боимся, а один на один, так и котомочки отдадим».

Что есть уникальное в традиции вятчан:

  • Своеобразные местные пиршества, будь то Николин день или крестные ходы.
  • Уникальный местный костюм, особенные головные уборы. К примеру, у обеспеченных крестьянок кокошники вышивали золотыми или серебряными нитями. Шушун (сарафан) изготовляли из домашнего сукна.
  • Наречие вятчан особенное. Протяжно произносится последний слог, вместо ц произносят звук ч.
  • У вятчан до сегодняшнего дня в употреблении старинные слова. Особый говор может выдать вятчан, не смотря на то, в какой части России он проживает — «ох Господи Батюшко», «страсть до чего хорошо».

Вятчан характеризуют как сметливых, умных, простодушных людей, о которых сложено много анекдотов и присловий.

Памятные дни. Воспоминания о Великорецком крестном ходе

Воспоминания о Великорецком крестном ходе

Вятские люди, к которым примыкают многие российские паломники, провожают икону Николая Чудотворца на реку Великую. Красивое зрелище! Духовенство облачается в блестящие праздничные ризы, в руках несут хоругви, иконы. Столетие назад вместе с паломниками шли нищие, одетые в грубые мешковиные рубахи. Среди нищих было много хромых, слепых, калек.

Вятская одежда

Отмечалось, что вятчане любят предаваться пьянству, с соседями дружат, заботятся о семьях, в церковь усердно ходят на службу. У крестьян было желание обучаться грамотности. В воскресенье и в праздничные дни после утрени до литургии собирались в церковной школе для прослушивания «поучительных наставлений». Прихожане любили нарядиться. На мужчинах были надеты ситцевые рубашки, шаровары, сапоги. Женщины одеты в ситцевых сарафанах, кофтах. На ногах ботинки. Некоторые мужчины в Вятском крае имели овчинные тулупы красного цвета, а летом кафтаны были пошиты из красного сукна.
Жизнь русских крестьян до 1917 года

Среди лесов, оврагов и полей располагались небольшие деревушки, в которых проживали русские, марийцы, татары. Люди были отгорожены от внешнего мира и обычно не покидали своё место жительства. Даже существовала такая шутка: «В начале не было ни земли, ни неба, а только Вятская губерния».

Крестьяне с раннего детства, лет с 6-7 приучали детей к работе. Обычная еда крестьян: ржаной хлеб, овсяная каша, березовый сок, зеленый горох, дикие ягоды. Летом детишки обуви не имели, бегали босиком. Ноги покрывались коростами. Одежда была домотканая. Крестьяне в праздничные дни наряжались в ситцевые рубахи и сапоги. Обычная обувь крестьян для постоянной носки – лапти.

Игрушек у крестьянских детей практически не было. Игрушки мастерились самостоятельно.

Как питались в деревнях

Крестьяне в пищу употребляли молодые зачатки шишек на ели, наваристые щи с капустой, кашу, пареные в русской печи овощи, молоко. Сахар употребляли небольшими кусочками, вприкуску пили чай. Русская баня была чудодейственным лекарством от болезней.

Как соблюдали посты в старину

В старину в деревне по питанию крестьянам соблюдался пост и мясоедение. В течение каждой недели 3 дня крестьяне соблюдали постные дни. Пища готовилась на целый день. Ставили одну общую чашку на стол и все домочадцы ели из неё. Вместо воды пили квас их кувшинов. Квас варился из солода, разливали его по бочкам и хранили в прохладном месте, а именно в погребе. По праздникам крестьяне пили непьяное пиво. Только во время свадебных торжеств употребляли пьяное пиво, которое готовили с использованием сахара. Всю зиму варили грибной суп из сушеных грибов. На зиму сушили рыбу, варили уху. Картофелем и овощами крестьяне обеспечивали себя на круглый год. Сахару практически не употребляли, только пили чай вприкуску с маленькими кусочками. В специальных бочках засаливали огурцы и капусту. В мясоед крестьяне могли есть абсолютно все, что у них имелось в хозяйстве. Что же ели крестьяне в постные дни? В постные дни крестьяне питались овощами, запаренной крупой из овса, толокном. Готовили завариху, в чашку засыпали ржаную муку, заливали туда кипяток, размешивая смесь мутовкой. В праздничные дни на столах крестьян были следующие кушанья: вареное молоко, топленая сметана, творог, кислое молоко, шаньги, пироги капустные, свекольные, морковные.

Рождество

Рождество считалось у крестьян радостным праздником. Крестьяне к началу этого праздника наводили в доме идеальный порядок: скребли полы косарями во всем помещении (тогда пол был некрашеным), чистили всю посуду, перетряхивали постельные принадлежности. Выбивали пыль из вынесенных из избы предметов, а это перины, подушки, пальто, матрацы, половики, полушубки. Женщины организовывали основательную стирку в каждой избе. В канун рождества в квашнях ставили обычное тесто и сдобное. В вымешанное тесто хозяйки добавляли для вкуса сливочное масло и сырые яйца. В протопленной печи пекли хлеб, пирожки с различной начинкой: с мясом, луком, яйцами, ватрушки, разнообразные плюшки.
Русская мужская одежда в старину

В основе мужской одежды входили рубаха и штаны. В будние дни мужчины носили рубахи из домотканой ткани. В праздничные дни крестьяне наряжались в одежду, сшитую из купленных тканей. В покрое у рубах был прямой рукав. Оформление ворота у рубах-косовороток находился наискосок либо прямо. Иногда для украшения пришивали небольшой карманчик. В 20 веке у рубашек появился отложной воротничок. Мужские рубахи на вороте, рукавах и подоле украшали вышивкой. Рубахи мужики носили навыпуск, подпоясывали её поясом из ткани или с помощью ремня.

Штаны крестьяне шили из покупной ткани или домотканого холста, имеющем синий цвет с узкой белой полоской.

Жилеты в первой половине 20 века выходят из моды. Появились костюмы с пиджаками.

Какие были прически?

Мужчины предпочитали делать следующего вида стрижки: «в кружок», «под польку», «косой ряд», «под ежа». Они поголовно ходили с бородой. Брились исключительно молодые парни.

Типичные головные уборы — шапки, ушанки, картузы.

Верхнюю одежду шили из сукна, холста, овчины. Шились полушубки, тулупы, кафтаны, армяки, отличие заключалось в деталях покроя.

Обувь состояла из лаптей, валенок. Сапоги носили по праздникам, бережно относились к этой обуви. Одну пару сапог носили крестьяне полжизни. На рубеже столетий вятчане на ногах носили галоши, ботинки.

Русские поверья и колдовство

В деревнях вятчане страшились колдовства, которое порой наводил на людей ужас.

Старожилы вспоминают, что в некоторых деревнях колдуны не проживали.

Под колдовством крестьяне подразумевали черные, злые дела, которые наносили вред жителям. Даже существовала в деревнях такое изречение:

— На хорошее-то нет, а на плохое всегда колдун найдется!

Вот несколько примет, которые предвещают человеку смерть

О смерти предсказывают следующие действия в жилище: скрипят стены, балки, в стене образуются трещины, выпадает мох из стены, падают иконы. Приметы, которые крестьяне наблюдали вне жилища, которые предвещали смерть: падает звезда, на поле наблюдаются пустующие места. Наблюдение за животными или птицами: собака завывает в сторону дома, курица вдруг кричит по-петушиному, филин садится на избу, ворон каркает, прилетев на крышу дома. К смерти предзнаменовались некоторые сны: строили новый дом, с одежды отрывается пуговица, выпадает зуб. Примечали приметы, которые предвещали смерть: сделанный гроб длиннее умершего, детишки при похоронах роют в земле ямку, раскалывается доска, из которой мастерят гроб. Смерть предвещает, если из кадила выпадает уголёк, когда отпевают покойника.

Когда смерть наступила, покойнику закрывают глаза, кладут на них медные деньги, занавешивают зеркало, останавливают часы.

Рейтинг
( 13 оценок, среднее 3.54 из 5 )
Дмитрий Васильев/ автор статьи

Люблю изучать и рассказывать историю родного края. Впечатляет дух, историческое наследие, язык, традиции и обычаи нашей родной Вятки.

Вятка-Киров