По боевым армейским меркам: командир стрелкового взвода, участвующего в боях, живёт две-три атаки…

Николая Константиновича Рубцова

Николая Константиновича Рубцова

Судьба Николая Константиновича Рубцова сложилась так, что, прожив восемь лет в браке и не нажив детей, он расстался с женой. И вот уже более полувека он один. Возраст ветерана войны и труда приближается к девяти десяткам, несколько месяцев он не выходит из дому — болят ноги. Однако в небольшой квартире чисто прибрано (приходит женщина из центра социального обслуживания), мебель старенькая, но добротная.

Да много ли сейчас пенсионеру надо? Только забота и внимание…
В большой комнате поражает обилие православных иконок, крестов, литературы. На столе нашлось место для самодельной лампадки. “Вся наша семья была верующая, — поясняет хозяин квартиры. — Но когда я был на педагогической работе, а затем на партийной, то молился в душе, потому что и в церковь ходить нельзя было, и нательный крестик носить”.
Быть может, именно вера в Бога, его заступничество хранили гвардии младшего лейтенанта Рубцова, командира взвода, в Великую Отечественную войну.

Родился и вырос Николай Рубцов в посёлке Рудничном. Отец его в 27 лет умер, и матери пришлось поднимать троих детей в одиночку. Работала грузчиком на фосфоритной мельнице, домой приходила и валилась с ног. Голод, невзгоды, и только в мечтах они видели счастливую жизнь. Так что дети повзрослели рано.

Николай окончил девять классов. Потом работал учеником электромонтёра в монтажном цехе Верхнекамского фосфоритного рудника. В феврале 1943 года, когда ему исполнилось семнадцать лет и два месяца, Кайским райвоенкоматом юноша был призван на военную службу. Направили в войсковую часть проходить полугодовой курс молодого бойца. А после его окончания определили в военное училище: сказалось преимущество перед другими призывниками в полученном образовании. 2-е Ленинградское пехотное училище было эвакуировано в город Глазов Удмуртской республики, туда и уехал Рубцов. Но недолго проучился там молодой воин, расформировали училище, а курсантов распределили по другим учебным заведениям страны. Николая перевели в Ярославское стрелково-миномётное училище. В нём он проучился до октября 1944 года.
Территория Советского Союза была уже освобождена, и гвардии младший лейтенант Николай Рубцов получил боевое крещение в Венгрии. Затем со своей частью в составе Второго Украинского фронта прошёл Австрию, Чехословакию и закончил войну под Прагой. Воевал в составе 14-го гвардейского воздушно-десантного стрелкового Ясского полка 6-й воздушно-десантной Кременчугско-Знаменской краснознамённой ордена Суворова дивизии. Начинал службу командиром стрелкового взвода, затем был переведён командиром миномётного взвода, а победу встретил в должности адъютанта командира полка.

По боевым армейским меркам командир стрелкового взвода, участвующего в боях, живёт две-три атаки. Потому что должен поднять бойцов, увлечь за собой. Именно по нему противник сосредоточивает огонь пулемётов. Ведь без вдохновенного броска командира вперёд бойцы могут растеряться, а некоторые и струхнуть. Но, несмотря на все перипетии войны, Николай Рубцов оставался в живых.

14 декабря 1944 года он отличился в бою за село Комдармоть. В начале дня наши атаки не принесли успеха. Немцы отбили их и сами двинулись в контратаку. Красноармейцы отразили нападение. “Гвардейцы не отступают!” — неслось над нашими окопами. Вроде бы противник выдохся, ослабил натиск, пора в наступление, но взрывом перебило телефонный провод. Командир с наблюдательного пункта отправляет на передовую связного, и по приказу бойцы устремляются в бой. В передовых рядах наступающих был и гвардии младший лейтенант Рубцов. Населённый пункт к вечеру был взят.

Через несколько дней полк у села Камендин был остановлен противником. Немцы оказывали отчаянное сопротивление. И снова Рубцов в передовых порядках наших бойцов, ведёт их в атаку.
Приказом от 11 февраля 1945 года Николай Рубцов была награждён медалью “За отвагу”.

— Стрелковый взвод, которым я командовал, никогда не был полностью укомплектован, — рассказывает Н.К. Рубцов. — Прибывающее постоянно пополнение не успевало заполнять ряды тех, кто был убит или ранен. Но и малым составом мы справлялись с поставленной командиром полка задачей.
Вторую боевую награду наш земляк получил за спасение командира. Близилось окончание войны, немцы сражались ожесточённо. Наши позиции хорошо простреливались фашистами с господствующей над местностью высотки. Командир полка Герой Советского Союза гвардии подполковник Дивочкин находился на передовой. В районе наблюдательного пункта постоянно рвались мины и снаряды врага, его обстреливали и из пулемётов. Иногда нельзя было поднять головы над бруствером окопа, таким сильным был огонь противника. Санитары не успевали оттаскивать в тыл раненых. Одной из пуль был тяжело ранен в шею командир. Упав на дно окопа, он потерял сознание. Николай Рубцов, бывший рядом, как мог перевязал рану, остановил кровь. Предстояло эвакуировать командира в тыл.
— Комполка был здоровым, в смысле очень тяжёлым, — говорит Н.К. Рубцов. — Одному мне с ним было не справиться. Подзываю ординарцев, приказываю помочь. Те трусят, боятся попасть под пули и осколки, ведь передвигаться нужно по открытой местности. Тогда я достаю пистолет и говорю: “Или я вас застрелю за невыполнение приказа, или вперёд со мной!” Подчинились. Тащили командира на плащ-палатке и счастливо добрались до машины Дивочкина, которая стояла в балке за лесочком. Хотя и пули рядом вжикали, никто из нас не был ранен. Осторожно погрузили раненого на заднее сиденье. Я отвёз его в медсанбат, потом вернулся на передовую.

За этот геройский поступок гвардеец Рубцов был награждён второй медалью “За отвагу”.

Николай Константинович показывает маленькую фотографию Героя, оставшуюся на память с тех далёких лет.

В начале апреля 1945 года гвардейский десантный полк принял бой в Чехословакии у населённого пункта Дольна Среда над Вагом. Немецкая пехота при поддержке бронетранспортёров пошла в контратаку. Положение было критическим. Будучи адъютантом при командире полка, Николай Рубцов получил приказ скрыто подтянуть на участок прорыва 45-миллиметровые орудия и остановить врага. Выкатив пушки на прямую наводку, артиллеристы сразу подбили несколько вражеских машин. Но и в их боевых порядках были потери. Поэтому Рубцов помогает перекатить “сорокапятки” на новую позицию, и они снова вступают в бой. А адъютант комполка с бойцами стрелкового взвода из автомата отсекает пехоту. Так наши воины принудили врага отступить. Гвардейцы ринулись в атаку, а вёл их Николай Рубцов, заменивший убитого командира стрелкового взвода. В этом бою Н. Рубцов лично уничтожил 32 гитлеровца и захватил четыре пулемёта. Его геройский поступок был отмечен очередной наградой. 31 мая 1945 года был подписан приказ о награждении Рубцова орденом Красной Звезды.
— Бои в наступлении были обычным делом, особо отличившихся бойцов и командиров было много, — вспоминает Николай Константинович. — Только иногда нас, как десантников, то есть более подготовленных воинов, бросали на прорыв, туда, где было труднее, где создавалась угроза прорыва врага. Воевали и против пехоты, и против танков. Где-то брали силой и отвагой, где-то — хитростью и обходным манёвром.

Вот так скромно рассказывает о тех военных днях ветеран. После победы Н.К. Рубцов продолжил служение Отечеству. И хотя Великая Отечественная война закончилась, наши войска не спешили покидать места прежних расположений. С января 1946 года гвардии лейтенанта назначают начальником штаба медсанбата 6-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. А в сентябре того же года переводят в украинский город Запорожье на должность начальника секретной части управления стрелкового корпуса. В апреле 1947 года Николая Константиновича увольняют в запас.
Вернувшись в родной посёлок Рудничный, бывший офицер устраивается в школу ФЗО № 15 преподавателем физического воспитания и на долгие годы связывает свою дальнейшую судьбу с педагогической работой. Через год поступает на учёбу. После обучения в Омутнинском учительском институте (да, был такой, там после войны по ускоренной программе готовили кадры для школ области) Николай Константинович приезжает по распределению в Уржумский район. Работал учителем русского языка и литературы, завучем, а впоследствии и директором Шевнинской семилетней школы. Потом его переводят в город Уржум директором школы рабочей молодёжи, избирают на освобождённую должность председателя райкома профсоюза учителей района.

Все эти годы он оставался беспартийным. И только тогда, когда по этой причине его на очередной педагогической конференции не избрали руководителем профсоюза, а взамен предложили работу в аппарате райкома партии, Н.К. Рубцов принимает предложение и пишет заявление о вступлении в ряды КПСС.

В райкоме он проработал до выхода на заслуженный отдых. Трудился в основном в отделе пропаганды, а перед пенсией возглавлял общий отдел райкома КПСС. И деятельность его была оценена по заслугам — награжден медалью “За трудовое отличие”.
На память приходят стихотворные строки о том, что из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд. Так получилось и у Н.К. Рубцова, ведь медали “За отвагу” и “За трудовое отличие” изготавливают из серебра.
…Давно не надевал парадный костюм участник Великой Отечественной войны Н.К. Рубцов, а боевые и трудовые награды сейчас скромно хранит в коробочке. Но иногда достанет их, разложит на столе и вспомнит минувшее.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Дмитрий Васильев/ автор статьи

Люблю изучать и рассказывать историю родного края. Впечатляет дух, историческое наследие, язык, традиции и обычаи нашей родной Вятки.

Добавить комментарий

Вятка-Киров